У меня аллергия на грамматические ошибки

У меня аллергия на грамматические ошибки

Классификация составлена на основе методического пособия: Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения / 2-е изд. М.: Линка-Пресс, 1994. С. 172–184.

1. Грамматические ошибки: а) словообразовательные;

б) морфологические;

в) синтаксические.

2. Речевые ошибки и недочеты: 1) в словоупотреблении:

а) семантические;

б) стилистические;

2) в построении текста.

I. Грамматические ошибки – это отклонения от различных грамматических норм – словообразовательных, морфологических, синтаксических.

Причиной грамматических ошибок чаще всего является «давление языковой системы». Система языка шире языковой нормы; потенциальных возможностей образовать какое-либо слово, словоформу, словосочетание в языке больше, чем их конкретных реализаций, закрепившихся в норме. Дети сначала усваивают систему языка, а уже затем овладевают нормой. До тех пор, пока у учащихся не сформировалось представление о норме, сохраняются условия для возникновения грамматической ошибки – образование языковой единицы по «чужой» модели.

1. Словообразовательные ошибки.

«Комсомольцы – освоители целины» (слово образовано по модели: покоритьпокоритель, победитьпобедитель). «Хозяйка этих вещей оченьрастерчива» (использована модель: доверятьдоверчивый, забыватьзабывчивый). «Пробывание на чужбине» (в качестве производящего слова использован глагол пробыл). «Василиса Премудрая была трудолюбимая».

2. Морфологические ошибки.

Ошибки в формах имени существительного:

«В начале книги Павел показан простым мальчишком» (слово склоняется по образцу 2-го склонения, как мальчиком). «У меня много свободного время» (слово на -мя склоняется как обычное существительное среднего рода). «Зерно охраняли двое милиционер» (форма родительного падежа множественного числа отвлеченного существительного). «Таких настоящих дружб немного» (ненормативное образование формы множественного числа отвлеченного существительного).

Ошибки в формах имени прилагательного:

«Петя был послабже, чем его товарищ» (просторечная форма). «Последние две темы более уже по содержанию». «Мне бы хотелось более подробней и выразительней изложить свою мысль» (неправильно образована сложная форма сравнительной степени).

Ошибки в формах местоимений:

«Ихние привычки меня раздражали» (просторечная форма местоимения). «Я читала книгу с таким большим вниманием, что мне не хотелось от ее оторваться». «Он должен за ее бороться» (просторечная предложно-падежная форма личного местоимения 3-го лица без н).

Ошибки в формах глаголов:

«Судья ездиет на охоту». «Человек метается по комнате» (ненормативное образование формы настоящего времени от основы инфинитива, форма просторечная). «Татары хочут убить Жилина» (образование ненормативной формы разноспрягаемого глагола, вызванное стремлением выравнить основу слова). «Начиная работать, он всегда ложит инструмент поблизости». «Трава на полях пригинается к земле» (ненормативное образование формы несовершенного вида, вызванное стремлением выравнять основу несовершенного и совершенного вида: класть – положить, пригибаться – пригнуться). «Охотник оглядывался, ждя нападения барса». «Ехавши в автобусе, мы увидели дом с надписью «Кафе» (образование ненормативной формы деепричастия от глаголов, не образующих этой формы). «Охотник шел, озирая по сторонам». «Буду убираться в классе» (ненормативное образование форм возвратных и невозвратных глаголов с -ся и без -ся).

3. Синтаксические ошибки.

1) Ошибки в структуре словосочетания:

а) в связях управления:

«Запорожцы о чем-то смеются». «В свободное от уроков время я занимаюсь в баскетбол». «В воскресенье можно больше времени уделить на чтение книг». «Мальчик увлекается и хорошо знает физику»;

б) в связях согласования:

определения и определяемого слова: «Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные смертельной тоской». «Из прочитанного мной части романа мне понравился эпизод…»;

сказуемого с подлежащим: «Три дня, проведенные Мцыри на воле, была та жизнь, о которой он мечтал». «Молодежь самоотверженно работают на фабриках и заводах».

2) Ошибки в структуре предложения:

а) нарушение границ предложения: «Тимур хороший. Потому что он помогал мирным жителям». «Охотник заметил, что на лапе хищника капкан. И решил поймать его живым»;

б) ошибки в построении предложений с однородными членами:

объединение в качестве однородных элементов единиц разного языкового уровня – членов предложения и придаточных частей: «В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю». «В своем сочинении я хотела рассказать о героях-молодогвардейцах и чему учат нас их подвиги»;

неумелое употребление двойного союза для соединения однородных элементов: «Тема требует не только рассказать об одной какой-то книге, но ичто вообще интересного можно найти в других книгах»;

в) ошибки в построении предложений с обособленными членами:

употребление деепричастного оборота вне смысловой связи его с подлежащим: «На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги». «Жизнь должна быть показана в ней такой, как есть, не приукрашивая и не ухудшая ее»;

разрыв причастного оборота определяемым словом: «Между записанными темами на доске разница невелика»;

г) ошибки в построении сложного предложения:

неумелый выбор союза или союзного слова: «Читая книгу, всегда узнаешь что-то новое, которое раньше не было известно» (вместо что). «Как я завидую тем, которые рыбачат (вместо что или кто)»;

употребление лишнего союза, т.е. использование союзного подчинения вместо бессоюзия: «Когда мы вошли в лес, вокруг все было бело, на ветвях деревьев лежал снежок»;

отрыв придаточного определительного от определяемого слова: «Одна из его картин висит перед нами, которая называется «Весна – большая вода»;

смешение прямой и косвенной речи: «Автор «Слова» упрекает русских князей в разорении земли русской, что вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую».

II. Речевые ошибки и недочеты – это неправильное или неудачное употребление языковых средств в речи.

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка – это нарушение требования правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим: так сказать нельзя, это неправильно. Недочет – нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Недочет мы оцениваем с позиций «хуже или лучше» сказано или написано. Другими словами, недочет – это негрубая ошибка, шероховатость речи.

Все нарушения грамматических норм являются грамматическими ошибками; нарушения же норм функционирования языковых средств могут быть как речевыми ошибками (например, обратно в значении ‘опять’), так и речевыми недочетами (например, «Однажды охотник охотился на барса»).

Речевые ошибки можно было бы сгруппировать, как и грамматические ошибки, на том же структурном основании, учитывая, что любая языковая единица – слово, словосочетание или предложение, – будучи правильно образованной, может быть неправильно или неудачно употреблена в речи. Однако такая классификация не представляется удачной с точки зрения методики, так как работа по предупреждению и исправлению недочетов проводится не в связи с изучением строя языка, а при обучении связным высказываниям (сочинениям, изложениям). Чтобы заметить и исправить речевую ошибку, нужен контекст. Поэтому методически целесообразно сгруппировать речевые ошибки с учетом ведущих признаков текста – смысловой и стилистической целостности и формальной связности.

1. Ошибки и недочеты в словоупотреблении.

1) Семантические ошибки и недочеты – это нарушения требований точности словоупотребления:

а) недопонимание значения слова: «Троекуров был роскошный помещик». «Вошел Земляника, поддерживая шпагу». «На мальчике ободранная рубаха»;

б) нарушение лексической сочетаемости: «Книги расширяют мой кругозор на отдельные вещи». «Хотя я и не хочу пойти по стопам музыки, я все же люблю ее». «Мальчик сделал подвиг» (вместо совершил). «Гринев попал в несчастье» (вместо попал в беду). «Остапа поймали в плен» (вместовзяли). «Партизаны делали значительные потери фашистам» (вместо наносили);

в) плеоназм (употребление рядом или близко слов, в которых повторяется одно и то же значение): «Показался взрослый мужчина». «Мокрый дождь льет с утра». «Прогресс науки движется вперед»;

г) тавтология (употребление рядом или близко однокоренных слов): «На белоствольном стволе березы замечательно смотрятся черные пятнышки». «Множество преград преграждает ему путь».

2) Стилистические недочеты связаны с нарушением требования коммуникативной целесообразности высказывания. Стилистический недочет возникает вследствие выбора слова, не соответствующего по своей дополнительной (функциональной или экспрессивной) окраске условиям и задачам речи. Стилистические недочеты снижают выразительность речи, которая достигается использованием языковых средств, наиболее характерных для данного функционального стиля. Нарушение стилевого единства текста ослабляет его выразительность. К стилистическим недочетам относятся:

а) употребление слов иной стилевой окраски: «Земляника сплетничает о судье, хотя тот является его родственником». «Попечитель богоугодных заведений подмазывается к Хлестакову»;

б) неуместное употребление эмоционально-экспрессивной лексики: «На скамейке справа сидит мужчина. Он растопырил ноги и следит за мячом». «На мальчике майка, напяленная на рубашку». «Героем этой повести является Пугачев, главарь восставшего народа»;

в) неоправданное употребление просторечных и диалектных слов: «Взади стоит мальчик»;

г) употребление штампов: «Моим любимым героем является Сережа Брузжак. Сережа Брузжак – представитель первого поколения Ленинского комсомола. Вырос Сережа в семье железнодорожного рабочего, рано испытал бесправие, тяжелый труд и нищету. Сережа был представителем передовой части рабочей молодежи того времени…»;

д) смешение лексики разных исторических эпох: «На богатырях кольчуга, брюки, варежки».

2. Речевые недочеты в построении текста.

Текст – это не просто несколько предложений на одну тему, а цепь предложений, следующих друг за другом и связанных друг с другом. Каждое следующее предложение зависит от предыдущего (или предыдущих), и эта зависимость отражается на его строении, форме высказывания. Это проявляется в особом порядке слов, отличающемся от порядка слов в самостоятельном, отдельно взятом предложении, и в наличии тех или иных (лексических, морфологических, синтаксических) средств связи данного предложения с предыдущим контекстом. Существенным условием правильного строения текста является соблюдение логики развертывания мысли.

Основными недочетами в построении текста являются:

1) бедность и однообразие синтаксических конструкций: «Мальчик был одет просто. Он был одет в легкую курточку, подбитую цигейкой. На ногах у него были крохотные сапожки». «Тарас Бульба был народным героем. Он был выходцем из народа, сражался и умер за народ. Тарас Бульба был готов на любой подвиг»;

2) неудачное использование лексического повтора как средства связи: «В рассказе «Бежин луг» Иван Сергеевич любовно описывает природу, он наблюдает за природой. В его рассказе природа отражает внутренне состояние человека. Когда писатель заблудился, для него природа казалась хмурой»;

3) неудачное использование местоимений как средства связи предложений в тексте: «Мартын Павлович накинул на голову барса мешок. Он вмиг очутился на звере верхом». «В голове у него созрел план поимки хищника. Вечером, взяв с собой капкан и барсенка, он отправился к ущелью. Он привязал барсенка к камню, а рядом поставил капкан. Утром он осторожно подобрался к ущелью, высунул из-за камня ружье, и его глаза на долю секунды встретились с глазами хищника. Он лежал на спине, а рядом с ним лежала перекушенная веревка»;

4) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм: «Он берет косу и шел на луг». «Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, то Гринев долго смотрел ему вслед». «Когда Жилин вылезает из сарая, к нему подбежала собака хозяина». «Когда Хлестаков поблагодарил, он отвечает: «Рад стараться!».

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:



Source: megalektsii.ru


Добавить комментарий